Персональный сайт воспитателя МАДОУ "Детский сад № 453" г. Нижнего Новгорода

Телешевой Ольги Николаевны 

Сборник дидактических игр по математике "Весёлая математика"

 

Игры на развитие внимания, сенсорного восприятия (цвет, форма, величина)

 

«Найди пару»

Цель : игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать Оборудование: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

Ход игры: Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

 

«Матрёшка»

Цель: развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Оборудование: набор матрешек.

Ход игры:

Почти все дети любят матрешки. Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее. Постепенно покажите ему всех матрешек.

 

«Кто быстрее»

Цель: помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».

Оборудование: две машинки, веревочки.

Ход игры:

Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой. Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

 

«Геометрические фигуры»

Цель: учит различать предметы по цвету и форме

Оборудование: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

Ход игры:

Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. Изучайте круги разного цвета. После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета.

 

«Геометрический магазин»

Цель: помогает изучить форму предметов, освоить счет

Оборудование: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

Ход игры:

Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д. Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

 

«Спрячь в ладошке»

Цель: развивает умение соотносить предметы по величине

Оборудование: маленький и большой шарики.

Ход игры:

Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!» Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

 

«Укрась бабочку»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

 

«Почини одежду зайчатам»

 

Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Оборудование: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

 

Игры, помогающие освоить счёт

 

«Счетные палочки»

Цель: Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Оборудование: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

Ход игры: Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура. Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

 

«Яблоки созрели»

Цель: Игра помогает освоить счет

Оборудование: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

Ход игры: Вырезанные из картона дерево и несколько яблок. На ветки

пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера.

Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья,

например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот

материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания

плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а

потом плодоносят.

 

«Один – туда, один - сюда»

Цель: способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Оборудование: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие

предметы.

Ход игры: Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или

две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите:«Один — в эту

коробку, вот еще один — в другую».

Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я

положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую

коробку».

 

«Раз ступенька...»

Цель: помогает освоить счет

Ход игры: Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите

ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на

стол и т. д.

 

«Раздай тарелочки»

Цель: знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Оборудование:10 пластиковых тарелок.

Ход игры: Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его

внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка

тарелок».

Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

 

«Грибок к грибку»

Цель: способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Оборудование: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

Ход игры: Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну». Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

 

«Геометрический магазин»

Цель: помогает изучить форму предметов, освоить счет Оборудование: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона. Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д. Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

 

 

 «Мишка собирает ягоды»

Цель: обучение счету; сравнению количеств; понятиям «больше —меньше», «много — мало».

Оборудование: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка.

Как играть: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды: По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Мы малинку наберем, наберем, наберем. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты моя, ягодка малинка. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.

Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей —мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш поиграет за мишку.Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1 ягода) и красные (4 ягоды).

Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

 

Игры, способствующие развитию навыков классифицирования

 

«Помоги собрать урожай»

Цель: Игра способствует разбитию навыков классифицирования Оборудование: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

Ход игры: Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

 

«Разберёмся»

Цель: способствует развитию навыков классифицирования

Оборудование: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

Ход игры: Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги. После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

 

«Две дороги»

Цель: Игра способствует развитию навыков классифицирования

Оборудование: картон или бумага, машинки разного размера.

Ход игры: Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших. Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге. Покатайте машины по дорогам. Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

 

«Выбери дорогу»

Цель: Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Оборудование: картон или бумага, машинки разного размера.

Ход игры: Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин. Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

 

«Строим башню»

Цель: способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Оборудование: кубики двух цветов.

Ход игры: Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

 

«Подбери крышку»

Цель: развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов

Оборудование: кастрюли с крышками.

Ход игры: Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне. Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

 

«Найди отличие»

Цели: развивать навыки классификации предметов по признакам; дать основы сравнительного анализа; познакомить с растительным миром.

Ход игры: во время прогулки найти два цветка, рассказать, как они называются, где растут. Внимательно рассмотреть цветы. Описать, задавая ребенку вопросы, каждый цветок отдельно. Затем сравнить цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т. д. Целесообразно повторять упражнение на каждой прогулке, расширяя знания о разнообразии цветов. Для ознакомления можно использовать отдельные листья, травинки, шишки и т. п. Предложить ребенку найти два одинаковых цветка или листика, собрать букет из одинаковых цветов, из двух видов цветов.

 

Игры на развитие логического мышления

 

«Горка»

Цель: способствует развитию логического мышления.

Оборудование: картон или дощечки.

Ход игры: Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов. С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков. Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка

останавливается, ударившись о кубик.

 

«Много - мало»

Цель: способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями Оборудование: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

Ход игры: В одну коробку положите 5 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

 

«Сборные матрешки»

Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Оборудование: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

 

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать образное мышление, память.

Оборудование:игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Ход игры: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

 

Дата последнего обновления страницы 15.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»